Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Семейное право - Конвенция о правах ребенка в россии вступила в силу

Конвенция о правах ребенка в россии вступила в силу

Конвенция о правах ребенка в россии вступила в силу

Изучение конвенции о правах ребенка

Черкасова Диана Конвенция о правах ребенка – это международный юридический документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Конвенция принята 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года, через месяц после ратификации двадцатым государством. Сегодня 140 стран приняли Конвенцию о правах ребенка, и 191 государство стало ее участником. В России Конвенция вступила в силу в сентябре 1990 года.

Важной вехой в ее воплощении в жизнь стало принятие в 1998 году федерального закона

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

. Определение ребенка Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте. Защита от дискриминации Все права распространяются на всех детей без исключения.

Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав. Наилучшее обеспечение прав ребенка Все действия в отношении ребенка должны в полном объеме учитывать его интересы.

Государство должно обеспечивать соответствующую заботу о ребенке, если родители или другие лица, на которых возложена эта ответственность, этого не делают. Осуществление прав Государство должно делать все возможное для осуществления прав, содержащихся в настоящей Конвенции.

Воспитание в семье и развитие способностей ребенка Государство должно уважать права и ответственность родителей и расширенной семьи в деле воспитания ребенка в соответствии с его развивающимися способностями. Выживание и развитие Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и развитие ребенка. Имя и гражданство Ребенок имеет право на имя при рождении.

Ребенок имеет право на получение гражданства и, насколько это возможно, на то, чтобы знать, кто его родители, а также на заботу с их стороны. Сохранение индивидуальности Государство обязано защищать и, в случае необходимости, восстанавливать основные аспекты индивидуальности ребенка. Это включает имя, гражданство и семейные связи.

Разлучение с родителями Ребенок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

Воссоединение семьи Дети и их родители имеют право покидать любую страну и въезжать в собственную с целью воссоединения или поддержания личных отношений между ребенком и родителями. Незаконное перемещение и невозвращение Государство обязано предотвращать похищение или удержание ребенка за границей одним из родителей или третьей стороной и принимать необходимые меры в подобных случаях.

Взгляды ребенка Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, причем этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребенка.

Свобода выражения мнения Ребенок имеет право выражать свои взгляды, получать информацию, передавать информацию и идеи независимо от границ.

Свобода мысли, совести и религии Государство должно уважать свободу мысли, совести и религии ребенка при соответствующем руководстве со стороны родителей. Свобода ассоциации Ребенок имеет право встречаться с другими людьми и вступать в ассоциации или создавать их.

Защита права на личную жизнь Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную, семейную и домашнюю жизнь, а также в их переписку, на защиту от клеветы и оговора.

Доступ к информации Государство должно обеспечить доступ детей к информации и материалам из различных источников, оно должно поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации.

Ответственность родителей Родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка, а государство должно поддерживать их в этом. Государство должно оказывать надлежащую помощь родителям в воспитании детей.

Защита от плохого обращения Государство должно защищать ребенка от любых форм плохого обращения с ним со стороны родителей или других лиц, несущих ответственность за заботу о нем, и создавать соответствующие социальные программы предупреждения злоупотреблений и лечения пострадавших. Защита ребенка, лишенного семьи Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечивать соответствующую альтернативу семейной заботе либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми в таких случаях.

Усилия по выполнению этих обязательств должны учитывать культурную принадлежность ребенка. Усыновление В странах, где усыновление признается и/или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка. Дети-беженцы Детям-беженцам или детям, стремящимся получить статус беженца, должна обеспечиваться особая защита.

Государство обязано сотрудничать с компетентными организациями, обеспечивающими такую защиту и помощь. Дети-инвалиды Ребенок-инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию.

Здоровье и охрана здоровья Ребенок имеет право на медицинскую помощь, соответствующую наивысшим стандартам, которая может быть реально обеспечена. Государства должны делать особый упор на предоставление первичной медико-санитарной помощи, профилактику болезней, санитарную пропаганду и сокращение детской смертности.

Они должны поощрять международное сотрудничество в этой области и делать все необходимое, чтобы ни один ребенок не был лишен доступа к услугам эффективного здравоохранения. Оценка при попечении Ребенок, помещенный государством на попечение с целью ухода, защиты или лечения, имеет право на регулярную проверку попечения. Социальное обеспечение Ребенок имеет право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

Уровень жизни Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Родители несут основную ответственность за обеспечение необходимого уровня жизни.

Обязанность государства состоит в том, чтобы создать соответствующие условия для реализации этой ответственности. Обязательства государства могут включать оказание материальной помощи родителям и их детям. Образование Ребенок имеет право на образование, и обязанность государства состоит в обеспечении бесплатного и обязательного начального образования, в поощрении среднего образования, доступного для каждого ребенка, и в обеспечении доступности высшего образования для всех на основе способностей.

Школьная дисциплина должна обеспечиваться с учетом прав и при уважении достоинства ребенка. Государство должно осуществлять международное сотрудничество с целью реализации этого права. Цели образования Образование должно быть нацелено на максимальное развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

Образование должно готовить ребенка к активной взрослой жизни в свободном обществе, воспитывать уважение к своим родителям, культурному своеобразию, языку и ценностям, к культурным традициям и ценностям других. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению, имеют право пользоваться своей культурой, родным языком и исповедовать свою религию. Отдых, досуг и культурная жизнь Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

Детский труд Ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития.

Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда. Незаконное употребление наркотических средств Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также от их привлечения к производству таких веществ и торговле ими.
Незаконное употребление наркотических средств Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также от их привлечения к производству таких веществ и торговле ими.

Сексуальная эксплуатация Государство должно защитить ребенка от сексуальной эксплуатации и совращения, включая проституцию и порнографию.

Торговля, контрабанда и похищение Обязанность государства состоит в том, чтобы прилагать все усилия для предотвращения похищения детей, торговли детьми и их контрабанды.

Другие формы эксплуатации Дети имеют право на защиту от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любым аспектам их благосостояния, не охваченным в статьях 32, 33, 34 и 35. Пытки и лишение свободы Ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам, жестокому обращению и наказанию, незаконному аресту или лишению свободы. Смертная казнь и пожизненное заключение без возможности освобождения запрещены при наказании лиц в возрасте до 18 лет.

Любой ребенок, лишенный свободы, должен быть отделен от взрослых за исключением случаев, когда считается, что такое отделение противоречит его наилучшим интересам. Задержанный ребенок имеет право на правовую и другую помощь, а также на контакты со своей семьей.

Вооруженные конфликты Государства- участники должны применять все возможные меры для обеспечения того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.

Ни один ребенок в возрасте до 15 лет не должен призываться на службу в вооруженных силах. Государства должны обеспечить заботу о детях и защиту детей, пострадавших от вооруженных конфликтов, согласно соответствующим положениям международного права. Восстановительный уход Государство обязано обеспечить ребенка-жертву вооруженного конфликта, пыток, пренебрежения, плохого обращения или эксплуатации необходимым лечением с целью обеспечения выздоровления и социальной реинтеграции.

Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних Ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию. Ребенок имеет право на основные гарантии, а также правовую и другую помощь при защите.

Следует по возможности избегать судебного разбирательства и содержания в местах лишения свободы.

Применение наивысших норм В тех случаях, когда нормы, связанные с правами ребенка, в соответствующих национальных и международных законах выше норм, установленных в настоящей Конвенции, применяются наивысшие нормы.

Права детей в России и Конвенция о Правах Ребенка

Права детей являются не менее важными и обязательными, чем права взрослых людей.

Даже еще более важными, поскольку дети нуждаются в особой защите государства и международного сообщества. Детям сложнее всего защитить свои права самим, поэтому в международной практике и уделяется так много внимания законодательству, посвященному защите их основных индивидуальных прав.Защита детей в РФ подчинена основным положения, разработанным Организацией Объединенных Наций.
Детям сложнее всего защитить свои права самим, поэтому в международной практике и уделяется так много внимания законодательству, посвященному защите их основных индивидуальных прав.Защита детей в РФ подчинена основным положения, разработанным Организацией Объединенных Наций. Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

  1. Конституция РФ;
  2. Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  3. Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
  4. ;
  5. Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
  6. Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  7. Семейный кодекс РФ;

Основополагающим в защите детей является Конвенция о правах ребенка.

Ее приняли 20 ноября 1989 г.страны во главе с Организацией Объединенных Наций.

Вступила в силу со 2 сентября 1990 г., после того как ее ратифицировали 20 государств. В их числе был и СССР. После присоединения к Конвенции она получила статус закона на территории бывшего СССР, а в настоящее время на территории Российской Федерации. Конвенция состоит из 54 статей, которые детализируют индивидуальные права детей.

Термин «ребенок» Конвенция о правах ребенка определяет как «лицо в возрасте до восемнадцати лет».

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления. Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность.

Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее. Конвенция о правах ребенка закрепляет за детьми следующие права:

  1. на медобслуживание и заботу о здоровье;
  2. на свободу мысли и слова;
  3. на отдых и досуг;
  4. на равенство;
  5. на имя и гражданство;
  6. на защиту от насилия;
  7. на помощь государства при особых потребностях (например, инвалидность).
  8. учиться и посещать школу;
  9. иметь семью;
  10. на получение информации;
  11. на защиту государством в случаях отсутствия постоянной или временной зашиты со стороны родителей;

Права несовершеннолетних детей в РФ К детям согласно Семейному Кодексу РФ относятся все лица до 18 лет. Тот факт, что лицо, не достигшее совершеннолетия, является полностью дееспособным в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, не влияет на возможность считать данное лицо ребенком.

Глава 11 Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

  1. право жить и воспитываться в семье;
  2. право на защиту законных прав и интересов;
  3. право на имя, отчество и фамилию;
  4. право на общение с родителями и родственниками;
  5. имущественные права, включая права собственника.
  6. право на выражение мнения;

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может. Защиту прав детей в России сегодня организуют Уполномоченные по правам ребенка, которые существуют с 20 регионах России.

Самым громким делом по защите прав ребенка, в разрешение которого были вовлечены уполномоченные, стало разбирательство между супругами Кристиной Орбакайте и Это дело стало громким из-за популярности вовлеченных в него людей.

Однако подобных споров в стране возникает не мало. Сегодня их есть кому решать. Уполномоченные по правам ребенка решают проблемы, которые возникают из-за случаев насилия в семье, детской преступности, наркомании, беспризорности и других недетских проблем.

9 мая, 2011 Статья закончилась. Вопросы остались? Комментариев 4 Следят за новыми комментариями — 6 Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий. Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам Материалы сексуального или порнографического характера Оскорбление Детская порнография Пропаганда наркотиков Насилие, причинение себе вреда Экстремизм Взлом аккаунта Фейковый аккаунт Другое Сообщить

Часть 1

Положения первой части договора можно разделить на три значимые группы: права, которые гарантируются каждому человеку, не достигшему совершеннолетия, обязанности государства относительно детей, регулирование отношений детей и лиц, несущих за них ответственность.

Исключение составляют пункты 1 и 41.Статья 1 устанавливает, что ребенком считается человек, не достигший возраста 18 лет, в том случае, если он не был признан совершеннолетним ранее.Статья 41 утверждает, что национальные законы или иные положения международного права имеют приоритет перед Конвенцией в том случае, если обеспечивают лучшую защиту интересов детей. К положениям, определяющим права детей, относятся статьи 6-10, 12-16, 20-21, 23-31, 37, 40.

Эти положения признают за несовершеннолетними следующие права: на жизнь, на получение индивидуального имени, получение гражданства по рождению или по крови, право на индивидуальность; возможность выступать в суде с разрешения родителей или представителей, право на свободу слова, на получение образования, на получение социальной и медицинской помощи. То есть большую часть привилегий, которыми наделяют несовершеннолетних, имеет любой гражданин.Обязанности государства очерчивают статьи 2-4, 11, 17, 19, 32-36.

В число задач, возлагаемых на государство, входит обязательство действовать в интересах несовершеннолетнего, защищать его от эксплуатации в любых её формах, унижения, насилия; препятствовать похищению детей и вывозу их за пределы страны; обеспечивать возможность получения общего и профессионального образования и социальной помощи и так далее.Что касается взаимодействия детей и родителей, опекунов или социальных служб, то в основе его лежит следующий принцип: интересы несовершеннолетнего члена семьи должны быть в приоритете. Кроме того, родители обязаны нести равную ответственность за детей, а также имеют равные права относительно них, в том числе на общение и на возможность воссоединения семьи, если только это не несет опасности для несовершеннолетнего её члена.

ГАРАНТ:

См. от 25 мая 2000 г. к настоящей Конвенции, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии См.

от 25 мая 2000 г. к настоящей Конвенции, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах Преамбула Государства — участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле, принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей прав человека и в Международных о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства, напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности, принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях и ), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, принимая во внимание, что, как указано в прав ребенка,

«ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»

, ссылаясь на положения о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах, согласились о нижеследующем: Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно! Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) Конвенция принята и открыта для подписания, присоединения и ратификации резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25 от 20 ноября 1989 г. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 г.

Конвенция подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована ВС СССР от 13 июня 1990 г.

N 1559-I. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. Текст Конвенции опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г.

N 45 ст.955, в Сборнике международных договоров СССР, М., 1993 г., Выпуск XLVI 5 июля 2021 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Концепция разработана на основании Российской Федерации, ООН о правах ребенка, Федерального «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального «Об образовании в Российской Федерации», Федерального «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено Всеобщей декларацией прав человека, а также о правах ребенка.В Конвенции о правах ребенка установлено, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа.

2. Согласно Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства ; материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей ( и ).

2. Согласно Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства ; материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей ( и ). Данные конституционные положения согласуются в полной мере с положениями статьи 27 Конвенции о правах ребенка 1989 года, в соответствии с которыми государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка ; родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка . 1. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Российской Федерации, ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с » о правах ребенка», ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Наша политика в области детства базируется на общепризнанных международных нормах.

Декларация прав ребенка, утвержденная Ассамблеей Организации Объединенных Наций, провозгласила, что

«человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет»

. А о правах ребенка установила приоритетность интересов детей перед интересами общества и государства. Меры государственного принуждения и ограничения, применяемые на основании оспариваемых в жалобе гражданина Украины Х.

законоположений, могут затрагивать права как самого заявителя, так и членов его семьи. о правах ребенка возлагает на государства-участники обеспечение того, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы в силу судебного решения, принятого на основании закона, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка (пункт 1 в соответствии с этим обязательством заявления детей или их родителей с просьбой о въезде в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом; государства-участники обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи (пункт 1 Вместе с тем допускает, что разлучение ребенка с родителями может быть следствием решения, принятого государством-участником, например при высылке или депортации (пункт 4 В соответствии с Декларацией прав ребенка от 20 ноября 1959 года, предусматривающей, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, являющаяся в силу (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, обязывает государства-участники обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия , и принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления . В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь о правах ребенка, постановляю:1.

Утвердить прилагаемую Национальную действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы. По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, как не предоставляющее — по смыслу, приданному ему Конституционным Судом Российской Федерации, — отцу ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, возможности пользоваться такими же гарантиями при увольнении по инициативе работодателя, какие предоставляются матери, в случаях, когда в семье менее трех детей, а мать находится в отпуске по уходу за ребенком, допускает дискриминацию работников в зависимости от их семейного положения, ущемляя тем самым права несовершеннолетних детей, воспитывающихся не в многодетных семьях, а потому противоречит статьям 7 , и 38 ( и ) Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколу N 12 к данной Конвенции, а также положениям Всеобщей прав человека, о правах ребенка и МОТ от 23 июня 1981 года N 156

«О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями»

.

Статья 51

1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.2.

Оговорка, не совместимая с целями и задачами настоящей Конвенции, не допускается.3. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который затем сообщает об этом всем государствам.

Такое уведомление вступает в силу со дня его получения Генеральным секретарем.

Воспитание ребенка

Статьи 12-17 говорят о том, что когда ребенок становится достаточно взрослым, чтобы выразить свои мысли, он может свободно высказывать свое мнение относительно своей судьбы и иных вопросов, которые непосредственно касаются его жизни. Во время судебных заседаний или административных слушаний относительно интересов несовершеннолетнего он вправе заявить о том, какое решение считает лучшим лично для себя.Он может сообщать о своих идеях, иную информацию в любой форме, выражать себя через искусство. Никто не вправе ограничить его свободу совести и вероисповедания.

Личная жизнь человека, его семья, его жилище, письма, другая персональная информация и не могут подвергаться вмешательству со стороны третьих лиц.

Каждый несовершеннолетний может без опаски демонстрировать свои личностные особенности.

Ни в коем случае нельзя разлучать детей со своими кровными матерью и отцом.

Исключением являются ситуации, когда пребывание с родителями грозит здоровью и жизни ребенка.Если обстоятельства складываются таким образом, что ребенок не проживает со своими матерью и отцом, он может с ними видеться и свободно общаться.

Когда это невозможно (например, при насильной высылке или отбывании срока в местах лишения свободы), родственники должны знать о местонахождении друг друга. Незаконный вывоз из страны и удержание там ребенка караются по всей строгости закона.Особенные в физиологическом, умственном или психическом развитии дети имеют право на счастливую жизнь, как и у обычного ребенка без подобных нарушений.

Никаким образом их права не могут ущемляться, при этом они вправе обучаться, заниматься профессиональной деятельностью, получать врачебную помощь и пр. Страны, принявшие Конвенцию, делятся опытом и перенимают новшества в области помощи и поддержки особенных детей, которые отличаются от здоровых сверстников.Воспитание осуществляется в полной мере в соответствии с идеями и принципами международного соглашения. Задача родителей – научить своего ребенка ценить, уважать достоинство другого человека и его свободу.

При этом уважение к самим родителям, своей национальности и самобытности, своему языку и традициям ставится во главу угла.Такие ценности, как равноправие всех людей, невзирая на пол, возраст, национальность и цвет кожи, воспитываются с малых лет.

Немаловажно бережное и трепетное отношение к миру вокруг себя, к природе и животным.Мать и отец (официальные представители) несут полную ответственность за образование и личностное становление собственного ребенка.

Правительство в свою очередь осуществляет просветительскую деятельность относительно защиты от физической или моральной жестокости в отношении детей.

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Конвенция о правах ребенка.Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках.

Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559–1. История создания. Одним из первых шагов по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН ().

Через два года, в Генеральной Ассамблеей была принята .

В её положениях и положениях Международных пактов , касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.Но первым актом , касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в , в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что

«человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет»

, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, провозгласила Международным годом ребёнка.

В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А.

Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей.
Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей.

Конвенция принята резолюцией 44/25 от , началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка, вступившая в силу в 2002 году.В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно отмечать, как .В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (158 стран-участниц на ноябрь 2014 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (169 стран-участников на ноябрь 2014 года).В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц.

Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола.

На ноябрь 2014 года в третьем протоколе участвуют 14 стран. Преамбула.Государства — участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле, принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка,

«ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»

,ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах,согласились о нижеследующем: Часть I.Статья 1. Определяет понятие «ребёнок».Каждый человек до 18 лет считается, в соответствии с законом своей страны ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.Статья 2.

Предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.Статья 3. Наилучшее обеспечение интересов ребенка.

При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.Статья 4. Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.

В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребенка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка при воспитании ребёнка, должным образом управлять и руководить ребенком и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.Статья 6.

Право на жизнь, выживание и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.Статья 7.

Рекомендуем прочесть:  Закон о взыскании алиментов

Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и на приобретение гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.Статья 8. Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение своей индивидуальности и обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.Статья 9. Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах.

В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).Статья 10.

Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.Статья 11.

Незаконное перемещение и возвращение. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.Статья 12. Взгляды ребенка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем затрагивающим его вопросам.

С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка.Статья 13. Свобода выражения мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.Статья 14.

Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.Статья 15.

Свобода Ассоциации. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.Статья 16. Защита прав на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.Статья 17. Доступ к соответствующей информации.

Каждый ребёнок имеет право на доступ к информации.

Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют социальному, духовному и культурному, а также здоровому физическому и психическому развитию ребёнка, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.Статья 18. Ответственность родителей. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.Статья 19. Защита от злоупотребления и небрежного отношения. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия физического или психологического, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.Статья 20.

Защита ребенка, лишенного семьи.

Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства.

Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.Статья 21.

Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.Статья 22.

Дети – беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.Статья 23. Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.Статья 24. Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.Статья 25. Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.Статья 26.

Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться благами социального обеспечения, в том числе социальным страхованием.

Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка.Статья 27. Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.Статья 28. Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству.

Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.Статья 29. Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания мира, терпимости, культурных традиций.Статья 30.

Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению.

Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию и исполнять ее обряды.Статья 31. Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, а также на участие в культурной и творческой жизни.Статья 32.

Детский труд.Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации, от опасной, вредной и непосильной работы.

Работа не должна мешать образованию, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Статья 33. Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.Статья 34. Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Статья 35. Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

Статья 36. Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред. Статья 37. Пытки и лишение свободы.

Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.Статья 38.

Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.Статья 39. Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство самоуважения и собственного достоинства.Статья 40.

Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.Статья 41.

Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны. Часть II.Статья 42. Соблюдение и вступление в силу Конвенции. Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.Статьи 43-45.

Комитет по правам ребенка. Статьи 43-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка, который выполняет функции, предусматриваемые ниже. Часть III.Статьи 46-54. Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции.Статьи 46-54 указывают на решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.

В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.Новаторство Конвенции заключается, прежде всего, в том объёме прав, определённых для ребёнка.

Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия.

Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Подписана от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года (Постановление Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1).Ратификационная грамота подписана Президентом СССР 10 июля 1990 года, сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990 года.Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года. ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 июня 1990 года №1559-1 О ратификации Конвенции о правах ребенкаВерховный Совет СССР постановляет:Представленную Советом Министров СССР на ратификацию Конвенцию о правах ребенка, принятую 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года и подписанную от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицировать.

История создания

Одним из первых шагов по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (). Через два года, в Генеральной Ассамблеей была принята .

В её положениях и положениях Международных пактов , касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Но первым актом , касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство».

Декларация провозгласила, что

«человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет»

, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, провозгласила Международным годом ребёнка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка.

Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А.

Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка. Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 от , началось подписание Конвенции.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка, вступившая в силу в 2002 году.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно отмечать как День прав ребёнка. В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (150 страны-участника на октябрь 2012 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (160 стран-участников на октябрь 2012 года).

В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступит в силу при достижении числа в десять стран-участниц.

Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола.

Краткая редакция Конвенции о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка — это международный закон о правах детей всего мира.

Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу для России в 1990 г. . Статья 1 Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2 Все дети имеют одинаковые права и равную ценность.

Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания.

Статья 3 Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 4 Государства принимают все необходимые меры для осуществления прав ребенка (экономических, социальных и культурных), в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

Статья 5 Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей.

Статья 6 Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В максимально возможной степени обеспечивается выживание и здоровое развитие ребенка. Статья 7 Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8 Право ребенка на сохранение своей индивидуальности. Статья 9 Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Статья 10 Право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Статья 12-15 Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии, и ассоциации, а также на свободу мирных собраний.

Статья 16 Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции и незаконного посягательства на честь и репутацию. Статья 17 Государства признают важную роль средств массовой информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

С этой целью государства: а) поощряют распространение материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях; б) поощряют выпуск и распространение детской литературы; в) поощряют СМИ к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка; г) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. Статья 18 Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

Статья 19 Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Статья 20 и 21 Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение.

При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами. Статья 22 Право обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правилами.

Статья 23 Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Статья 24 Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев. Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.

Статья 26 Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

Статья 27 Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Статья 28 Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу.

Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Статья 29 Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе. Статья 31 Право ребенка на отдых и досуг.

Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни. Статья 32 Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.

Статья 33 Государства принимают все необходимые меры, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ. Статья 34 Защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Статья 35 Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.

Статья 36 Защита ребенка от всех других форм эксплуатации. Статья 37 Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Статья 38 Лица, не достигшие 15-летнего возраста, не имеют право принимать прямое участие в военных действиях.

Статья 39 Содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления. Статья 40 Право каждого ребенка, который нарушил уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет уважение к правам человека и основным свободам других.

Статья 41 Ничто из данной Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка.

Статья 42 Обязанность широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.

Статья 43-45 Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь.

Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран Конвенции.

Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН. Статьи 46-54 Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+