Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Предпринимательское право - Фонд перераспределения земель

Фонд перераспределения земель

Фонд перераспределения земель

Комментарий к Статье 80 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья предусматривает создание фонда перераспределения земель, при этом указывая как цели его создания, так и источники формирования фонда. Следует отметить, что понятие фонда перераспределения земель было введено с принятием Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

, согласно которому в такие фонды включались земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи земель работникам сельскохозяйственных предприятий. Согласно п. 10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г.

N 708 , при определении земельной доли (пая) земельные участки, включенные в фонд перераспределения земель, не учитывались.

——————————— Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 53. РГ. 1992. 24 сент. N 211. В соответствии с п. 11 ст.

3 Федерального закона

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

со дня введения в действие ЗК РФ в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

фондах перераспределения земель.

В целом цели создания фонда перераспределения земель охватывают основные виды деятельности в области сельского хозяйства, что позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям приобретать включенные в фонд земельные участки для сельскохозяйственного производства.

Вместе с тем правовой режим земель фонда позволяет также предоставлять включенные в него земельные участки гражданам для личных нужд (сенокошение, выпас скота, ведение личного подсобного хозяйства, садоводства). Независимо от того, включены земельные участки сельскохозяйственного назначения или нет, такие земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам по общим правилам, предусмотренным ЗК РФ и Федеральным законом

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, что подтверждается отсутствием законодательно установленных особенностей предоставления заинтересованным лицам земельных участков, включенных в фонд перераспределения земель. Как видно из п. 2 комментируемой статьи, в фонд могут поступать только те земельные участки, которые приобретены Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на праве собственности.

Так, например, согласно п. 14 ст. 6 Федерального закона

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

земельный участок сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с его ненадлежащим использованием, может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность в случае, если публичные торги по продаже этого земельного участка признаны несостоявшимися. Согласно ст. 8 Федерального закона

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

В соответствии с п. 1.1 ст. 19 ЗК РФ предусматривается, что, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в том числе земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества. Одними из целей включения земельных участков в фонд перераспределения земель наряду с обеспечением земельными участками лиц, заинтересованных в их использовании по целевому назначению, являются также сохранение этих земельных участков и недопущение изменения их разрешенного использования и перевода в земли иных категорий вопреки интересам сельского хозяйства.

Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет принцип общедоступности сведений о наличии земель в фонде перераспределения. Однако ни ЗК РФ, ни другие федеральные законы не содержат порядка опубликования сведений о земельных участках, включенных в фонд перераспределения земель, а также не определяют состав таких сведений.

При этом следует отметить, что ранее п. 16 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г.

N 323

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

предусматривалась обязанность Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР систематически готовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения, публиковать их, организовать рекламу в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства. Вместе с тем, согласно подп. «в» п. 2 Положения о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г.

N 322 , в качестве дополнительных сведений для воспроизведения на публичных кадастровых картах уполномоченными органами в орган регистрации прав могут предоставляться сведения о земельных участках, свободных от прав третьих лиц, на которых отсутствуют объекты капитального строительства. ——————————— СЗ РФ. 2016. N 17. Ст. 2417. В соответствии с п.

1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» публичные кадастровые карты предназначены для использования неограниченным кругом лиц.

Другой комментарий к Ст.

80 Земельного кодекса Российской Федерации

Для того чтобы перераспределять земли сельскохозяйственного назначения, права на которые в силу определенных причин были прекращены, в составе этой категории земель образуется фонд перераспределения земель.

Следует отметить, что земельные участки, включенные в фонд перераспределения земель, не относятся к землям запаса.

Это — земли сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии с комментируемой статьей. В фонд перераспределения земель передаются земли сельскохозяйственного назначения, от которых их владельцы добровольно отказались (см.

комментарий к ст. 53 ЗК РФ), если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство и т.д. (подп. 2 п. 2 комментируемой статьи), а также принудительно изъятые земельные участки (см. комментарий к ст. 45 и 54 ЗК РФ).

В фонд перераспределения земель могут быть переданы соответствующие земельные участки, выявленные в результате проведения инвентаризации земель.

Положение о порядке проведения инвентаризации земель предусматривает, что инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве.

При проведении инвентаризации выявляются соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам; неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки; нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации; земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами особо охраняемых территорий.

При проведении инвентаризации выявляются соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам; неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки; нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации; земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами особо охраняемых территорий.

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

в фонд перераспределения земель включаются все земли, которые на момент принятия ЗК в силу находились в фондах перераспределения земель, образованных на основании Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г.

N 323

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

.

Согласно п. 5 этого Указа в фонды перераспределения земель включались участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.

Земли фонда перераспределения предоставляются (передаются) для использования их крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. Сведения о наличии земель в фонде являются общедоступными. Земли фонда перераспределения используются в соответствии со ст.

78 ЗК РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами. Федеральный закон

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

(ст.

14) предусматривает, что орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

Согласно ст. 10 Федерального закона

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Земли фонда перераспределения могут предоставляться казачьим обществам и их членам в соответствии с Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 249 было утверждено Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования.

Формирование целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев проводится органами исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса, передачи земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также путем приобретения земельных участков и земельных долей, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление миграционных программ. Земли фонда резервируются в целях их дальнейшего предоставления беженцам и вынужденным переселенцам для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Земельные участки для жилищного строительства резервируются, как правило, вблизи городов, поселков и сельских поселений. Выявление необходимых земельных участков для дальнейшего предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам производится с учетом, в частности: наличия площадей фонда перераспределения земель и земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев; наличия свободных территорий в границах городов, поселков и сельских поселений.

Площадь фонда определяется с учетом обеспечения максимально возможного числа беженцев и вынужденных переселенцев, желающих при поселении получить земельные участки для индивидуального жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств. При установлении режима использования земель этого фонда, в частности, учитывается возможность предоставления земельных участков из состава фонда до востребования их для нужд беженцев и вынужденных переселенцев другим гражданам и юридическим лицам во временное пользование или в краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 700 «О Федеральной целевой программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» земельные участки для расселения выезжающих из районов Крайнего Севера могут предоставляться из сформированного в ходе проведения земельной реформы имеющегося в районах общего фонда земель для перераспределения.

Введение

Земли сельскохозяйственного назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации, приоритетное значение которой обусловлено их социально-экономической значимостью. Преобразования, начатые в ходе земельной и аграрной реформ и коснувшиеся, прежде всего, отношений в сельском хозяйстве, продолжают оказывать существенное влияние на правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

Это проявляется в демонополизации государственной собственности и установлении многообразия форм собственности на землю, появлении новых субъектов сельскохозяйственной деятельности, особом порядке приватизации сельскохозяйственных угодий, особом правовом регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения, выведенном за рамки нового Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г.№136-Ф31.
Это проявляется в демонополизации государственной собственности и установлении многообразия форм собственности на землю, появлении новых субъектов сельскохозяйственной деятельности, особом порядке приватизации сельскохозяйственных угодий, особом правовом регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения, выведенном за рамки нового Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г.№136-Ф31. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предметом исследования в качестве объекта различных правоотношений.

Отдельно можно исследовать правовое регулирование прав на земли сельскохозяйственного назначения, условий и порядка использования этих земель, оборот, правовое регулирование государственного управления, охрану земель сельскохозяйственного назначения.

Фонды перераспределения земель стали создаваться в ходе проведения земельной реформы в начале 90-х годов, когда была поставлена задача создания крестьянских (фермерских) хозяйств и потребовалось найти источники предоставления земли лицам, желающим такие хозяйства создать, но не имевшим права на земельную долю из-за того, что они не являлись членами сельхозпредприятий. Фонд перераспределения включал земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также выявленные земли колхозов, совхозов и других землепользователей, используемые нерационально. Принятым в конце 2001 года Земельным кодексом Российской Федерации была сохранена практика формирования фонда перераспределения земель из участков земель сельскохозяйственного назначения.

перераспределение земля муниципальный собственность Согласно ст.

80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель создается в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота. Фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся за границами населенных пунктов за счет: — земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами; — при добровольном отказе правообладателя от земельного участка; — если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; — при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, например, при ненадлежащем его использовании. Кроме этого в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в существующих фондах перераспределения земель.

Земли фонда перераспределения, как земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (с учётом схем зонирования территории). C 01.07.2011 года вступил в силу Федеральный закон №435-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения»

.

Федеральным законом устанавливается ряд нововведений. По новому урегулированы вопросы принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются по целевому назначению в течение трех и более лет либо используются с нарушением правил рационального использования и экологических требований.

Усилена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, не использующих земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в установленные федеральным законом сроки для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Определяется специфика образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, прекращения прав на невостребованные земельные доли, совершения сделок с земельными долями и так далее. Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

дополнены нормами, определяющими порядок формирования фонда перераспределения земель за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и приобретения земельных участков, на которых располагаются сады и другие сельскохозяйственные многолетние насаждения.

На сегодняшний момент данные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.

Сведения о наличии, расположении и качестве, имеющихся в фонде перераспределения участков земель являются общедоступными. Поэтому администрации муниципальных районов обязаны предоставлять соответствующие данные всем заинтересованным лицам, а также публиковать в местной прессе сведения о поступающих в фонд и предоставляемых из фонда землях.

Для получения земельного участка из фонда перераспределения заинтересованным гражданам и юридическим лицам необходимо обращаться в администрации муниципальных районов предоставляющим земли из фонда в собственность или аренду. Земельные участки из фонда перераспределения могут предоставляться в аренду: 1. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2004 года №-101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, Федеральным законом от 11 июня 2003 года №-74-ФЗ « О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Земельные участки из фонда перераспределения земель, переданные в аренду гражданину, могут быть приобретены им в собственность по рыночной стоимости без проведения торгов (конкурсов, аукционов), но по истечению трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования арендованного участка. Рыночная стоимость не должна быть ниже ее кадастровой стоимости.

Граждане, занимающиеся в течение десяти лет ведением личного подсобного хозяйства, имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок из фонда перераспределения земель. Управление и распоряжение земельными участками, входящими в фонд перераспределения земель, осуществляет исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере управления государственным имуществом. Порядок распоряжения земельными участками, входящими в фонд перераспределения земель, определяется Администрацией в соответствии с федеральным законодательством.

Фонд перераспределения земель

Стр 5 из 6(«ЗАПАС» ДЛЯ С/Х ЗМЕЛЬ) Недостатком правового регулирования земель запаса до принятия ЗК РФ 2001 г.

было то, что изъятые с/х или иные земли переходили в категорию земель запаса — единственную категорию земель, не имеющую целевого назначения.

Терялось целевое назначение изъятых земель, и они могли быть предоставлены для иных целей. Теперь в соответствии с ЗК РФ 2001 г.

(ст. 80) фонд перераспределения земель находится в категории земель с/х назначения, в связи с чем правовой режим земель фонда изменился. Произошло законное («автоматическое») изменение категории земель фонда перераспределения.

В общем, земли с/х назначения уходят в фонд перераспределения, а не запаса.

Хотя суть у них одна. формируется за счет участков с/х назначения в случаях: — добровольного отказа правообладателя от участка; — при отсутствии наследников, при их отказе от наследства в пользу государства (или безадресно) или лишении завещателя всех наследников наследства; — при принудительном изъятии участка в случаях, предусмотренных законом.

В дальнейшем эти временно выведенные из оборота с/х земли предоставляются для использования в с/х целях в соответствии со ст.

78 ЗК РФ. Тем самым сохраняется их целевое назначение. В фонд перераспределения включены не все случаи, когда участки с/х назначения не имеют правообладателей.

В частности, не включены такие случаи, как невостребованные земельные паи, участки, приобретенные гос или муницип органами в порядке совершения сделок отчуждения, земли, приведенные в состояние, непригодное для использования по целевому назначению, участки, срок предоставления которых истек, и другие случаи. По этой причине в настоящее время такие земли нередко включаются в категорию земель запаса, что не способствует охране этих земель. Несмотря на выведение фонда перераспределения из категории запаса, действующее земельное законодательство наделяет их правовой режим рядом общих особенностей.

За счет земель запаса либо фонда перераспределения могут создаваться: · За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.03.1995 № 249

«О порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования»

этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства (как правило, вблизи городов, поселков), организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и с/х кооперативов.

· За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в гос реестр казачьих обществ в РФ.

По Указу Президента РФ от 16.04.1996 № 564

«Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению гос и иной службы»

и Постановлению Правительства РФ от 08.06.1996 № 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в гос реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования» этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

60. Современная земельная реформа в России (понятие, цели, содержание, этапы, правовое обеспечение). Общий экскурс: 1. Регулирование земельных отношений до 1861 г. 2. Проблемы аграрного реформирования на рубеже 19-20 веков. Столыпинская реформа 3. Земельная реформа 90-х годов XX века(1й этап современной реформы) 4.
Столыпинская реформа 3. Земельная реформа 90-х годов XX века(1й этап современной реформы) 4.

Земельная реформа 2011 года(2й этап современной реформы) Земельная реформа – совокупность экономич, организационных, соц-политич, правовых мер, которые были направлены на преобразования в сфере земельных отношений. Это коренное изменение земельного строя, который существовал до 1990 г. и основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г.

Цели: — повышение эффективности использования земли, — создание условий для увеличения соц, инвестиционного и производительного потенциала земли, — превращение земли в мощный самостоятельный фактор экономического роста. Программой намечено разработать и реализовать комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 г. создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и гос управления земельными ресурсами, намечено укрепить гарантии конституционных прав граждан на землю.

Одно из основных направлений реформы — установление частной собственности на землю и создание механизма земельного рынка. Содержание земельной реформы: Ø упорядочение отношений гос и муницип собственности на землю; Ø укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю; Ø создание механизмов регистрации прав на землю; Ø совершенствование земельного кадастра; Ø формирование системы ипотечного кредитования и гос контроля; Ø реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; Ø поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений; Ø гос контроль за оборотом земель с/х назначения. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Реформа осуществляется: · на основе спец земельно-правовых актов · на основе развития общего законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деят-ти; о банках; о налоговой системе; об акционерных обществах; об антимонопольной деят-ти; о банкротстве; об инвестиционной деят-ти; о залоге.

ЭТАПЫ Сложившаяся в советское время структура земельных ресурсов и система земельных правоотношений в рыночных условиях не могла обеспечивать эффективное использование земельных ресурсов, что объективно потребовало реформирования.

Переход от планово-административной экономики к рыночной потребовал преобразований в области земельных отношений. С 1990 г. в РФ был взят курс на развитие рыночной экономики.5Рекомендуемые страницы: | |

Комментарий к Ст.

80 ЗК РФ

1. Фонды перераспределения земель впервые стали создаваться в период проведения аграрной реформы, когда ставилась задача создания фермерских хозяйств и необходимо было найти источники предоставления земли тем лицам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, которые не являлись членами сельскохозяйственных предприятий и не имели права на получение земельной доли. Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных предприятий.

Местные администрации обязывались организовывать продажу земель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа. Однако в законодательстве того времени не было достаточно четко указано, что земли фонда перераспределения являются сельскохозяйственными землями. В ст. 96 ЗК РСФСР определялось, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодательством, являются землями запаса.

Получалось, что изъятые сельскохозяйственные земли переходили в категорию земель запаса, т.е.

их целевое назначение терялось, и они затем могли быть предоставлены и для иных, несельскохозяйственных целей. Поэтому комментируемая статья является чрезвычайно важной, она расставила все по своим местам, и теперь временно неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения будут предоставляться только для сельскохозяйственного использования.

При этом цели перераспределения земель, указанные в п. 1 комментируемой статьи, включают практически все возможные направления использования сельскохозяйственных земель и соответствуют (к которой отсылает п. 3 комментируемой статьи), называющей субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения.
3 комментируемой статьи), называющей субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения. 2. Перечень источников поступления земель в фонд перераспределения, приведенный в п.

2 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Изучение этого перечня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставится задача искусственного перераспределения земель (как это предполагалось в начале аграрной реформы), выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т.п.

В статье названы те случаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Создание же фонда перераспределения имеет целью не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием. Добровольный отказ от земельных участков регламентирован .

При добровольном отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается ; при добровольном отказе лица от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным участком осуществляет государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления — собственник земельного участка (см.

комментарий к ст. 53 ЗК). Однако, кроме добровольного отказа от земельного участка, собственник земли может распорядиться ею и путем отчуждения; и если он подарит или продаст участок государству, то такой участок, представляется, тоже должен поступить в фонд перераспределения, хотя об этом в комментируемой статье не упоминается.

комментарий к ст. 53 ЗК). Однако, кроме добровольного отказа от земельного участка, собственник земли может распорядиться ею и путем отчуждения; и если он подарит или продаст участок государству, то такой участок, представляется, тоже должен поступить в фонд перераспределения, хотя об этом в комментируемой статье не упоминается.

Что касается перехода земельных участков государству по наследству, то все возникающие в связи с этим отношения регулируются в соответствии с нормами части третьей ГК. Наследование осуществляется по закону и по завещанию; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

Если же нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству. Федеральным законом

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, кроме вышеназванных, установлен также случай, когда субъект РФ (или в установленных субъектом РФ случаях — орган местного самоуправления) обязан приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Статьей 5 этого Закона установлена обязанность лица произвести отчуждение участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не может ему принадлежать на праве собственности (в силу либо ст.

3 Закона, если, например, лицо является иностранцем, либо ст. 4, когда общая площадь находящихся в собственности лица сельскохозяйственных угодий превышает максимально установленную). В случае же отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот участок должен приобрести субъект РФ (либо в случаях, установленных законом субъекта РФ, — муниципальное образование) по начальной цене предмета торгов при условии, что она не превышает рыночную стоимость, сложившуюся в данной местности.

В противном случае субъект РФ или муниципальное образование приобретают земельный участок по рыночной стоимости. Принудительное изъятие земельного участка возможно по нескольким основаниям.

Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, указанным в ст. 49 ЗК (см. комментарий к ст. 49).

При этом у собственника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст.

ст. 279 — 282 ГК). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умышленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст. 50 ЗК), а также принудительное лишение прав на земельный участок в случае его ненадлежащего использования или использования не в соответствии с его назначением (ст.

ст. 284 — 287 ГК, ст. 54 ЗК). 3 — 4. Федеральным законом о введении в действие ЗК установлено (п.

11 ст. 3), что с момента вступления ЗК в силу в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на дату вступления Кодекса в действие в фондах перераспределения земель, образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г.

N 323

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

. Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (п.

4 ст. 10 ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

).

Не переданные в частную собственность земельные участки государственного фонда перераспределения земель могут находиться в собственности субъектов РФ.

Естественно, если участок в частную собственность предоставлен, он не может находиться в собственности государственной или муниципальной и, соответственно, в фонде перераспределения.

Но прямого ответа на вопрос, остается ли в фонде перераспределения участок, предоставленный в аренду или пользование, действующий ЗК не содержит.

В комментируемой статье установлены только основные положения, касающиеся фонда перераспределения земель. Федеральный закон

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

вообще не касается правового режима этого фонда; видимо, более детально он будет урегулирован специальными нормативными актами.

Однако отсутствие в законодательстве регламентации целого ряда вопросов, связанных с формированием фонда перераспределения, на практике вызывает немало сложных вопросов.

Так, глава крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) Ч. обратился с письмом к администрации муниципального образования с просьбой о передаче в аренду 130 га земли.

Испрашиваемый земельный участок до этого был сдан в аренду КФХ М.

сроком на пять лет. Постановлениями главы администрации муниципального образования договор аренды с КФХ М. был расторгнут в связи с неиспользованием им надлежащим образом данного участка и земельный участок площадью 130 га был передан в аренду КФХ Ч.

сроком на пять лет с последующим выкупом.

Решением Арбитражного суда Иркутской области данные постановления признаны недействительными и впоследствии отменены главой администрации. КФХ М. передана в аренду часть спорного земельного участка площадью 4,6 га; оставшийся земельный участок площадью 125,4 га передан в районный фонд перераспределения земель.

На обращение Ч. администрация уведомила его о том, что, поскольку на данный земельный участок претендуют два арендатора, участок передан в районный фонд перераспределения и сдача его в аренду не предусматривается.

Арбитражный суд в иске фермеру Ч.

отказал, однако ФАС Восточно-Сибирского округа в своем Постановлении справедливо указал, что судом не дана оценка правомерности передачи спорного земельного участка в указанный фонд и не предложено администрации представить доказательства законности этих действий. Действительно, в данном случае не имело место ни одно из оснований, перечисленных в ст.

80 ЗК. Оба фермера не только не отказывались от земельного участка, но, наоборот, претендовали на получение его в аренду.

Впрочем, отказ арендатора от заключения договора аренды на новый срок, так же как и его требование о досрочном расторжении заключенного договора аренды, не является отказом от земельного участка по смыслу ст. 80 и вообще ЗК. Земельный кодекс рассматривает отказ лица от земельного участка в рамках ст.

53 как отказ от права собственности либо права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

То есть в принципе если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в аренду для использования в сельскохозяйственных целях, то, даже если с момента прекращения данного договора аренды до заключения нового договора проходит какой-то срок, в течение которого участок не используется, в фонд перераспределения он все равно не переходит.

В таком случае имела ли право администрация муниципального образования принять решение о том, что данный участок сельскохозяйственных земель в аренду предоставлять не предполагается (как в приведенном выше деле было сообщено фермеру Ч.)? Видимо, нет. В ситуации, когда на получение земельного участка в аренду претендуют два фермера и ими поданы соответствующие заявления с просьбами о передаче участка, в соответствии с абз.

2 п. 2 ст. 10 ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

земельный участок должен предоставляться в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в общем порядке, установленном ст. 38 ЗК и Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г.

N 808

«Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»

. Навигация по записям

Формирование фонда перераспределения земель

Наполнение фонда происходит за счет участков сельхозназначения, которые оказались свободны от эксплуатирования, а также были приобретены госорганами в рамках стандартной правовой сделки. Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: по все России.

Звонки принимаются круглосуточно. В действующем законодательстве указанны случаи, при которых земельный участок входит в состав территорий фонда:

  1. в случае если собственник земли скончался, а наследников нет либо все преемники лишены права на принятие наследуемой массы. Также предусмотрен случай, когда наследующее лицо отказывается принимать собственность. Тогда все права на территорию переходят к государству, а земля зачисляется в фонд перераспределения земель;
  2. при граждан или юридических лиц от надела. В этом случае, участок становится бесхозной недвижимостью и все права, которые имел на него пользователь, прекращаются. Полномочия в отношении участка переходят к государству или муниципалитету;
  3. при принудительном изъятии земельного надела в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. Регулируется такая процедура . При изъятии для нужд муниципалитета или государства предусмотрен выкуп территории. Если речь идет об , то никаких средств собственнику не выплачивается.

Другими словами, массивы, которые временно исключены из оборота переходят в состав фонда запаса, однако, целевое назначение территорий изменению не подлежит.

Общедоступность сведений о земельных участках в составе фонда перераспределения

Фонд по осуществлению перераспределения создан не только для выполнения государственных регистрационных работ, но и для удобства граждан, которые заинтересованы в приобретении и использовании земельных территорий. Поэтому все граждане и предприятия, которые претендуют на данные земельные участки, могут в свободном доступе просмотреть всю необходимую информацию о любом территориальном объекте. Фонд по проведению перераспределения государственных земельных территорий является открытой государственной структурой, поэтому все сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются доступными для всех категорий граждан:

  1. предприятий, которые созданы на некоммерческой основе.
  2. учреждений и предприятий, которые находятся в собственности муниципальных и государственных органов;
  3. государственных и муниципальных органов местного самоуправления;
  4. частных лиц (физических и юридических);

Обеспечение и поддержка общедоступности информационной базы фонда по перераспределению входит в обязанности всех государственных исполнительных органов и местной муниципальной власти.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц.

сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов. Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб.

р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск:

Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – особая категория массивов, объединенных в один земельный Фонд. Может использоваться по целевому назначению гражданами, индивидуальными предпринимателями и сельскохозяйственными компаниями. Независимо от форм собственности, за данными массивами осуществляется надзор, требующий соблюдения нормативного использования.

Справочная информация

В начале января 1995 года права собственности зарегистрировало примерно 270 крестьянских хозяйств. Из этого объема треть хозяйств была создана на колхозных территориях.

Две трети были выделены из фонда. Со дня запуска ремонта люди массово стали формировать садоводческие, огороднические и дачные объединения. К середине нулевых их было уже 80 тысяч.

Главными документами, когда был создан фонд, были постановление Президиума Верховного Совета РСФСР и Совмина № 891-1 от 15 марта 1991 года.

В это время Земельного кодекса еще не было. А по указу 10 процентов пашни были изъяты у коллективных хозяйств для включения в фонд. Планировалось обеспечить необходимым объемом земли крестьянские хозяйства для сенокошения и других нужд.

Еще один источник появления земель стали излишки участков, которые возникли после формирования коллективной собственности при приватизации колхозных земель и их реорганизации.

Основаниями этому послужили:

  1. Указ президента № 323.
  2. Земельный кодекс, принятый в 1991 году;
  3. Постановления Правительства № 86 от 1991 года и № 708 от 1992 года;

По этим документам регистрация прав собственности на землю должна была окончиться до 1 января 1993 года. Третий источник создания фонда в первые годы предполагал включение не только огороднических, садоводческих, крестьянских объединений, дачных хозяйств, но и территории запаса, а также земель лесного фонда, которые не были заняты насаждениями.

В конце 2001 года был принят Земельный кодекс РФ. В документе сохранилась практика формирования фонда перераспределения земель из участков земель сельхозназначения.

По статье 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель создается в составе сельскохозяйственных участков с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и увеличения фермерских хозяйств, ведения животноводства, садоводства, сенокошения, огородничества, подсобных хозяйств, выпаса скота.

Порядок приватизации

В первую очередь в каждом колхозе, районе, совхозе формировались внутрихозяйственные и районные комиссии.

Они наделялись полномочиями по реорганизации хозяйств и приватизации наделов.Трудовой коллектив должен был принять решения о:

  1. Правилах подачи заявления на предоставление надела, выкуп или аренду участков сверх положенных норм. При этом должен был определяться круг субъектов, имеющих право получать землю бесплатно.
  2. Определении общей площади наделов, отнесенных к коллективной собственности.
  3. Форме собственности земли.

Среднерайонная норма наделов, предоставляемых бесплатно, определялась делением совокупной площади в пределах территории сельскохозяйственных предприятий на общее количество граждан, занятых в сельском хозяйстве или ранее осуществлявших с/х деятельность.

В число последних входили пенсионеры, работники социальной сферы и пр. Местная администрация, в свою очередь, получала право определять дифференцированную норму безвозмездной передачи участков в собственность по зонам с разной плотностью населения. В связи с тем, что численность граждан существенно варьировалась, а дифференциация нормы, как правило, не осуществлялась, в одних хозяйствах величина доли земли оказывалась меньше нормативной, в других – равнялась ей, в третьих – превышала показатель.

Пополнение фонда в результате земельной реформы

Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.

Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:

  1. Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;
  2. Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);
  3. Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);
  4. Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).

Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:

  1. формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
  2. выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.

Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы.

Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов. Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю.

Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки. Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.

Надо отметить, что в рамках земельной реформы за колхозами и совхозами законодательно сохранилось право не изменять существующую организационно-правовую форму, т.е.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+