Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Что относится к коммерческой тайне

Что относится к коммерческой тайне

6. Ознакомить работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну,

необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, под расписку, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты. С работником можно заключить соглашение о неразглашении коммерческой тайны или взять с него обязательство о хранении коммерческой тайны. В обоих случаях в документах необходимо указать перечень информации, относящейся к коммерческой тайне, которую работники не должны разглашать.

В случае, если работник под роспись не ознакомлен с перечнем информации, то работодатель не может предъявить к нему претензий и привлечь к ответственности, в случае разглашения им коммерческой тайны.

Статья 5. Коммерческая тайна общества

1. Информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых Обществом, как обладателем таких сведений, введён режим коммерческой тайны. 1.1. Обязательным является установление в Обществе режима коммерческой тайны в отношении информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

1.2. Информация, составляющая коммерческую тайну Общества, определена в Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну ООО «____________________» ( к настоящему Положению), который является неотъемлемой частью Положения. 2. Внесение изменений и дополнений в Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну Общества, допускается только в письменной форме и должно утверждаться Генеральным директором.

Со всеми изменениями и дополнениями, внесёнными в Перечень, в обязательном порядке под роспись должны быть ознакомлены работники Общества.

3. К информации, составляющей коммерческую тайну Общества, не относятся следующие сведения: 1) содержащиеся в учредительных документах Общества, документах, подтверждающих факт внесения записей об Обществе в соответствующие государственные реестры; 2) содержащиеся в документах, дающих право Обществу на осуществление предпринимательской деятельности; 3) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов Общества, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 4) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; 5) о задолженности Общества по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 6) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 7) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени Общества; 8) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Как конкуренты могут получить ценную информацию, составляющую коммерческую тайну

Узнать о работе компании можно законно и незаконно.

Законные способы — получение информации из СМИ, рекламных проспектов компании, материалов пресс-конференций, с выставок. Эти данные специально готовят сотрудники предприятия, и пользоваться ими могут все заинтересованные лица.

Что касается незаконных путей, в этом случае сведения, не предусмотренные для внешних пользователей, получают без согласия руководства с нарушением действующего законодательства. Информация, полученная таким путем, по большей части интересна конкурентам и представителям криминальных структур.

В мире за последние десятилетия 80-90 % информации конкуренты узнают из общедоступных источников: газет, специальных журналов, выставок и т. д. Для этого компании даже прибегают к услугам специалистов, изучающих открытые данные, фильтруют и выбирают нужные. Получать сведения коммерческой тайны можно разными способами.

Журнал «Chemical engineering» опубликовал список из 16 источников:

  1. прослушивание телефонных бесед;
  2. изучение товаров предприятий-конкурентов; использование сведений, полученных в ходе бесед с персоналом фирм-конкурентов (с соблюдением действующего законодательства);
  3. трудоустройство сотрудника компании-конкурента для получения необходимых сведений;
  4. сбор сведений из СМИ, в том числе, официальных документов (например, судебных отчетов);
  5. скрытое наблюдение;
  6. вымогательство и шантаж.
  7. собеседование о приеме на работу сотрудников компаний-конкурентов без реальной цели заключить трудовые договоры;
  8. перехват сообщений;
  9. замаскированные опросы и аккуратное «вытягивание» сведений у сотрудников компаний-конкурентов в процессе научно-технических конгрессов (конференций, симпозиумов);
  10. использование информации, получаемой от сотрудников компаний-конкурентов;
  11. обращение к агенту на основании платежной ведомости конкурирующего предприятия;
  12. биржевая документация и отчетность консультантов: финотчеты и документы, которыми распоряжаются маклеры; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры предприятий-конкурентов; отчетность коммивояжеров собственной компании;
  13. подкуп работника компании-конкурента или лица, снабжающего ее;
  14. ведение так называемых ложных переговоров с конкурирующей организацией по поводу покупки лицензии;
  15. кража чертежей, документов, образцов;
  16. подслушивание переговоров в компаниях-конкурентах;

Читайте нашу статью «Бухгалтерский аутсорсинг: риск или экономия?».

Что может составлять коммерческую тайну

Засекретить все что угодно нельзя, даже если кажется, что закон это позволяет.Коммерческая тайна — это такая информация, которая имеет ценность именно потому, что ей не обладают другие лица.

А если начнут обладать, она перестанет быть ценностью.Проще всего объяснить, как это работает, на примере. Допустим, владелец предприятия решил сделать секретом абсолютно все: технологии, время работы, штатный состав и даже количество сотрудников. Но так не получится. Если конкуренты узнают о количестве сотрудников и о том, что фирма работает с 8 до 17 часов, ничего не изменится, да и информацию о штатной численности коммерческой тайной Что делать?

Но так не получится. Если конкуренты узнают о количестве сотрудников и о том, что фирма работает с 8 до 17 часов, ничего не изменится, да и информацию о штатной численности коммерческой тайной Что делать? 07.10.19А вот если конкуренты узнают рецепты, технологию или производственные процессы, они получат дополнительные преимущества: например, начнут делать напитки по тому же рецепту.

Ценность такой информации снизится.Еще по закону , например, информацию об участии компании в исполнительных производствах, сведения о задолженности по налогам и взносам, а также о том, с какими контрагентами она работает. Разглашение такой информации не обесценивает саму информацию — значит, это не коммерческая тайна.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны организации

Раскрытие коммерческой тайны, т.е.

передача данных посторонним лицам (как умышленно, так и по неосторожности), является недопустимым действием или последствием бездействия, из-за которого компания несет реальные или потенциальные коммерческие и репутационные риски.

Сотрудники, допустившие разглашение коммерческой тайны, несут , гражданскую и даже уголовную ответственность, в зависимости от степени их вины и тяжести наступивших последствий. Как правило, компании стремятся увольнять сотрудников, допустивших разглашение по неосторожности или в корыстных целях. В ряде случаев организации обращаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.
В ряде случаев организации обращаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

Причем лицо может понести ответственность даже по факту самого разглашения, вне зависимости от того, наступили соответствующие последствия или нет.

Юридические истории #117: Коммерческая тайна

В последнее время часто задают вопросы относительно коммерческой тайны, что это такое, и с чем ее едят. Работодатели всячески пытаются запугать и ограничить сотрудников в распространении сведений относительно работы, убеждая работника, что даже длина усов главбуха Елизаветы Палны является коммерческой тайной.А что такое, вообще, коммерческая тайна?

Как ее правильно получить, сохранить и продать с максимальной выгодой?Для начала — о печальном. За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, предусмотрена ответственность ст. 183 УК РФ, максимальное наказание по которое предусмотрено до 7 лет.

А это уже тяжкое преступление.Вообще же положения, качающиеся коммерческой тайны, содержатся в ФЗ №98 «О коммерческой тайне».Какая информация может быть отнесена к коммерческой тайне?В соответствии с пп.

2 ст. 3 ФЗ №98:информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;Т.е. поначалу кажется, что коммерческая тайна — это вообще все. И право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений ФЗ №98.Т.е.

если работодатель решит, что количество краски на голове главного бухгалтера составляет коммерческую ценность, поскольку чем больше краски на голове бухгалтера — тем лучше бухгалтер, то это уже коммерческая тайна.Однако ст. 5 ФЗ №98 гласит:Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.Т.е. сведения, содержащиеся в учредительных документах, не могут являться предметом коммерческой тайны.

Информация, например, о лицензиях или участии организации в СРО — тоже не могут являться коммерческой тайной. Не могут являться коммерческой тайной сведения, что, например, организация в целях экономии сливает химикаты в ближайшую речку.

О количестве работяг/инженеров, наличия вакансий и т.д.Или о том, что на компьютерах организации стоит пиратский Фотошоп.А как вообще определить, что является коммерческой тайной, а что — нет? На этот вопрос дает ответ ст.

10 ФЗ №98:1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных выше.Т.е.

если на папке с документами нет грифа «Коммерческая тайна», то это не коммерческая тайна. Или не ведется учет лиц, получивших доступ к информации — тоже не коммерческая тайна.Если где-то в офисе, среди кучи народа, лежит непонятная папка, которую может прочитать любой — режим коммерческой тайны не установлен. Директор не может потом заявить, что в этой папке содержалась коммерческая тайна.В соответствии со ст.

11 ФЗ №981. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан:1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.Принципиальным моментом является то, что работника, против его воли, никто не может ознакомить с информацией, содержащей коммерческую тайну.

Только с его письменного согласия, в котором должен быть указан как перечень информации, так и правила к обращению с информацией, так и меры за нарушения. Помимо этого работодатель должен создать условия, это — возвращаясь к примеру выше к папке в горнице, полной народу.

Может ли работодатель сослаться на нарушение коммерческой тайны в случае, если работник читал секретные документы в столовой, хотя это не было запрещено режимом коммерческой тайны, или работнику не было предоставлено для этого отдельное помещение? Конечно — нет!Вот основные положения относительно коммерческой тайны, которые стоит знать каждому.

Конечно — нет!Вот основные положения относительно коммерческой тайны, которые стоит знать каждому. Возвращаясь назад — отмечу, эти положения на моей памяти не соблюдал ни единый работодатель, который пытался привлечь сотрудника к какой-либо ответственности за разглашение коммерческой тайны.

Особенно громко я смеялся, когда видел договор на оказание риелторских услуг, в котором риелтор пытался установить ответственность для продавца квартиры за разглашение какой-то коммерческой тайны.

1228 1278 плюсов 50 минусов

Коммерческая тайна: защищаемся от изъятия

В каждой организации есть информация, которая обладает коммерческой ценностью, и разглашение которой является нежелательным. В различных ситуациях в состав такой информации могут включаться сведения о деятельности фирмы, ее контрагентах (наименование, ИНН, адрес), условия заключаемых ею сделок, различные внутренние проекты, расчеты и т.д.

При этом, желая ограничить доступ к подобным сведениям, компании обычно не выходят за рамки устных указаний своим сотрудникам, установления паролей на отдельных офисных компьютерах, а в крайнем случае – приобретения сейфа для хранения документов. Однако всех этих мер оказывается недостаточно, когда речь заходит о контрольных мероприятиях, проводимых различными государственными органами в отношении организации: при наличии соответствующих оснований компьютеры ими могут быть изъяты, сейфы вскрыты, а пароли – расшифрованы.

Однако всех этих мер оказывается недостаточно, когда речь заходит о контрольных мероприятиях, проводимых различными государственными органами в отношении организации: при наличии соответствующих оснований компьютеры ими могут быть изъяты, сейфы вскрыты, а пароли – расшифрованы. В результате организация оказывается незащищенной перед лицом проверок со стороны различных контролирующих структур (налоговые органы, органы МВД и прокуратуры и т.п.) О том, существуют ли правовые механизмы для защиты коммерческой информации от изъятия контролирующими органами, и пойдет речь в нашей сегодняшней рассылке.Для особой информации – особый режим… Возможность легальными способами защитить коммерческую информацию от разглашения появилась в российском законодательстве уже давно. Так, в соответствии с логикой главы 75 ГК РФ каждая организация вправе ограничить доступ к информации, связанной с ее предпринимательской деятельностью, а также установить в отношении нее режим коммерческой тайны, и тогда у этой организации возникнет исключительное право на использование соответствующих сведений, то есть, исключительное право на секрет производства (ноу-хау).

Но какая конкретно информация может быть защищена с помощью режима коммерческой тайны?! Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне), согласно которому режим коммерческой тайны может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам.

К их числу может быть отнесена информация любого характера, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности – например, содержание сделок с контрагентами, результаты исследований рынка, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и т.д. Исключения составляют сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и некоторые другие сведения.

Главная задача, которая достигается после установления организацией режима коммерческой тайны, заключается в том, что с этого момента конфиденциальность подпадающих под действие этого режима сведений охраняется законом, также как и интересы организации, связанные с неразглашением этих сведений (в т.ч. из-за необоснованного изъятия со стороны контролирующих органов, доведения до сведения контрагентов и т.п.).

Ведь согласно п. 1 ст. 14 Закона о коммерческой тайне лица, необоснованно получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, могут понести за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную или уголовную ответственность. Давайте разберемся: могут ли государственные органы на законных основаниях получить при проведении контрольных мероприятий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.От чего защитит коммерческая тайна?

Общее правило, регламентирующее порядок предоставления государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну, закреплено в ст. 6 Закона о коммерческой тайне.

С одной стороны, в ней говорится, что по мотивированному требованию государственного органа о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, обладатель этой информации предоставляет ее на безвозмездной основе. Вместе с тем, законом также предусмотрена возможность обладателя конфиденциальной информации отказаться от ее представления. В случае такого отказа соответствующий государственный орган вправе затребовать необходимую ему информацию только в судебном порядке.

Иными словами, если организация сочтет, что истребование у нее «засекреченной» информации может навредить ее интересам (например, из-за повышения риска ее утечки), она может отказаться от ее предоставления административному органу.

И тогда насильственное изъятие соответствующей информации без санкции суда будет являться незаконным и станет основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Например, информацию, составляющую коммерческую тайну, не вправе изымать правоохранительные органы – для ее получения им необходимо будет обратиться за санкцией суда, который и должен будет принять решение об обоснованности такого изъятия. При этом даже если силовики осуществят насильственное изъятие той или иной информации у налогоплательщика в нарушение закона, впоследствии они все равно не смогут использовать ее в качестве доказательств, поскольку такие доказательства будут считаться полученными с нарушением закона. Однако из общего правила есть одно обидное исключение, которое касается изъятия у налогоплательщика информации налоговыми органами.

Дело в том, что действующее российское законодательство не препятствует налоговикам осуществлять выемку документов и предметов в порядке ст. 94 НК РФ, даже если на них зафиксирована информация, составляющая коммерческую тайну, и для этого им не надо получать специальную санкцию суда.

Предпосылки для возникновения у налоговых органов особого статуса при работе с «засекреченной» информацией состоят в следующем. Так, в налоговом законодательстве предусмотрен специальный институт, направленный на защиту конфиденциальности информации о налогоплательщиках – институт налоговой тайны. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (за некоторыми исключениями).

Все эти сведения имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, в противном случае виновных лиц можно привлечь к ответственности. Это в полной мере обеспечивает соблюдение интересов проверяемого лица по сохранению конфиденциальности полученной налоговыми органами информации. Вместе с тем, выемка документов и предметов налоговыми органами производится только на основании мотивированного постановления, причем исключительно в случае непредставления затребованных документов либо при наличии реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены этих документов.

Вместе с тем, выемка документов и предметов налоговыми органами производится только на основании мотивированного постановления, причем исключительно в случае непредставления затребованных документов либо при наличии реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены этих документов. Доказать необходимость произведения выемки при отсутствии указанных выше обстоятельств достаточно трудно, поэтому налоговым органам проще привлечь для проведения выемки предметов милиционеров, для которых подобных ограничений нет. Тем более, что при проведении выездных налоговых проверок в состав проверяющих часто включаются представители МВД России, которые активно участвуют в ней, а при необходимости «содействуют» в изъятии предметов.

Единственным препятствием для них может стать введение режима коммерческой тайны. Однако для этого необходимо потрудиться. Посмотрим, в чем состоит порядок внедрения режима коммерческой тайны в организации.Нюансы внедрения режима коммерческой тайны На деле внедрение коммерческой тайны является весьма трудоемким процессом и требует профессионального подхода, поскольку данная процедура подвержена тщательной законодательной регламентации, и при несоблюдении каких-либо формальностей режим коммерческой тайны не будет считаться установленным, а соответствующая информация не получит защиты.

Чтобы «режим секретности» начал действовать, необходимо выполнение нескольких обязательных условий, связанных с обращением конфиденциальной информации. Их лучше всего закрепить в специально разработанном Положении, которое утверждается приказом генерального директора. Что же это за условия?! Прежде всего, необходимо определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, исходя из существующих потребностей.

Например, судя по опыту работы Консалтинговой группы «Экон-Профи», целесообразно отнести к числу информации, составляющей коммерческую тайну, любые сведения об условиях сделок между организацией и ее контрагентами, содержащиеся в договорах, актах и иных сопутствующих документах, внутренние отчеты о проделанной работе, бухгалтерские справки и т.п. Обратите внимание: при определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, не всегда обязательно ссылаться на видовые признаки соответствующих сведений – обычно можно ограничиться их общими характеристиками: например, содержание электронной переписки сотрудников организации с представителями бизнес-партнеров. Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, необходимо ограничить доступ.

Выполнение данного условия достигается за счет введения специальных правил хранения материальных носителей информации, составляющей коммерческую тайну (например, документы – в сейфе, жесткие диски ЭВМ – в общедоступных местах, но при условии установления пароля), а также за счет наделения работников организации полномочиями по работе с такой информацией. При этом вопрос о полномочиях работников можно решить двумя путями: либо наделять каждого конкретного сотрудника определенными правами и обязанностями по работе с конфиденциальной информацией, либо в общем виде оговорить ограничения, вводимые для отдельных категорий сотрудников в связи с введением в организации режима коммерческой тайны.

Не следует также забывать, что в трудовые договоры с ответственными сотрудниками следует внести дополнения об обязанности по соблюдению действующего в организации режима коммерческой тайны (в этом случае проще будет добиться выполнения установленных правил, а при необходимости – привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности). В-третьих, владелец конфиденциальной информации обязан вести учет лиц, которым она предоставляется или передается. В нашей практике ведение подобного учета обычно достигается путем утверждения соответствующих ведомостей (табелей), обязанности по ведению которых возлагаются на конкретных сотрудников организации.

Четвертым обязательным условием сохранности коммерческой информации является установление ограничений на использование такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Иными словами, работники и контрагенты, в случае получения доступа к такой информации должны быть уведомлены о статусе данных сведений, о порядке и условиях их использования.

Наконец, в-пятых, владелец информации должен обеспечить нанесение на материальные носители (документы, компьютеры и т.д.), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием на полное наименование организации и место ее нахождения (для нанесения грифов лучше заказать ненаборный штамп в специализированной организации). Несмотря на кажущуюся формальность данного требования, его соблюдение также обязательно, поскольку сам факт отсутствия грифа на материальных носителях является достаточным основанием для признания режима коммерческой тайны неустановленным. В то же время предназначение грифа вполне ясно: он сигнализирует посторонним лицам об особом статусе информации, зафиксированной на конкретном материальном носителе.

Только при реализации всех вышеперечисленных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным, и у организации появится возможность защищать информацию от разглашения.

Еще раз отметим: соблюсти все тонкости в данном случае непросто, поэтому если у налогоплательщика существует реальная потребность в защите конфиденциальности информации, доверить проведение соответствующих процедур обязательно нужно специалистам соответствующего профиля.

Рубрика:

  1. , юрист ЗАО «Консалтинговая группа

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

Можно ли запретить сотруднику уходить к конкурентам

На сегодня в белорусском законодательстве нет нормы, по которой бы уволившемуся сотруднику можно было запретить работать у конкурента/заключать договоры с клиентами в течение определенного периода времени. То же касается и создания экс-работником собственной компании, где ему пригодились навыки, приобретенные у нанимателя.

Таким образом, условие трудового договора, предусматривающее т.н.

«оговорку о неконкуренции», будет являться ничтожным.

Фактически ее наличие в трудовых договорах носит, скорее, «дисциплинирующий» психологический эффект.

Коммерческая тайна и ее отличие от конфиденциальной информации

Согласно » (далее – ФЗ № 98), коммерческая тайна (КТ) – это режим конфиденциальности корпоративных сведений, который, в существующих или возможных обстоятельствах, позволяет получить коммерческую выгоду – увеличить прибыль, сократить расходы, улучшить положение на рынке и т.д.

Такой информацией могут быть любые сведения (производственные, технические, организационные и иные), которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой третьи лица не имеют доступа в силу введенного в ее отношении режима КТ (п. 2 ст. 3 ФЗ № 98). Иными словами, КТ – это разновидность конфиденциальной информации, в отношении которой специальным образом введен режим ограниченного доступа. Получается, что любая КТ – это конфиденциальная информация.

Но не любая конфиденциальная информация является коммерческой. Признаки КТ:

  1. не относится к сведениям, в отношении которых не может быть установлен режим КТ – сведения из учредительных документов, сведения о загрязнении окружающей среды, о задержках зарплаты и иные, указанные в ;
  2. возможность организации защиты конфиденциальной информации со стороны ее обладателя;
  3. сокрытие этой информации не наносит вред обществу.
  4. имеет коммерческий характер, потенциально приносящий организации прибыль или иную выгоду;
  5. ограниченность информации – ее открытое использование наносит ущерб коммерческим интересам компании;
  6. нуждается в защите, так как доступ к ней не имеет ограничений по закону, а сама она не требует регистрации;

Ограниченность информации, содержащей КТ, является условной, так как такая информация может вполне законно использоваться и третьими лицами, если между этими лицами и ее обладателем достигнуто соответствующее соглашение и подписан договор. Читайте также Организация вправе самостоятельно определять перечень сведений коммерческой тайны и вводить его в отношении конкретной информации ().

Да, автоматически конфиденциальные сведения не приобретают характер КТ – для этого на предприятии должен быть введен режим КТ, который предполагает целый комплекс мер.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г.

N 98-ФЗ О коммерческой тайне

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года Статья 1.

Цели и сфера действия настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована. 3. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) коммерческая тайна — конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; 2) информация, составляющая коммерческую тайну, — научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны; 3) режим коммерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности; 4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны; 5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации; 6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности; 7) контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию; 8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций; 9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации 1. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо. 3. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом. 4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений: 1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; 2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; 11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну 1.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами. 2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Статья 7. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну 1.

Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении такой информации режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона. 2. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право: 1) устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором; 2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации; 3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации; 4) вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации; 5) требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности; 6) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации; 7) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав. Статья 8. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений 1.

Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений, является работодатель. 2. В случае получения работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя результата, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, топологии интегральной микросхемы, программы для электронных вычислительных машин или базы данных, отношения между работником и работодателем регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Статья 9. Порядок установления режима коммерческой тайны при выполнении государственного контракта для государственных нужд Государственным контрактом на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических или иных работ для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации должен быть определен объем сведений, признаваемых конфиденциальными, а также должны быть урегулированы вопросы, касающиеся установления в отношении полученной информации режима коммерческой тайны. Статья 10. Охрана конфиденциальности информации 1.

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя: 1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; 2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; 3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; 4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; 5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). 2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи. 3. Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, указанные в части 1 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 2, а также положений пункта 4, касающихся регулирования трудовых отношений.

4. Наряду с мерами, указанными в части 1 настоящей статьи, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры. 5. Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если: 1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя; 2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

6. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 11. Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений 1.В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан: 1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты; 2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение; 3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

2. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

3. В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан: 1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны; 2) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях; 3) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось; 4) возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей; 5) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

4. Работодатель вправе потребовать возмещения причиненных убытков лицом, прекратившим с ним трудовые отношения, в случае, если это лицо виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой это лицо получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если разглашение такой информации последовало в течение срока, установленного в соответствии с пунктом 3 части 3 настоящей статьи. 5. Причиненные ущерб либо убытки не возмещаются работником или прекратившим трудовые отношения лицом, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, явилось следствием непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны. 6. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.

7. Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. При этом убытки определяются в соответствии с гражданским законодательством.

8. Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Статья 12. Охрана конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений 1. Отношения между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и его контрагентом в части, касающейся охраны конфиденциальности информации, регулируются законом и договором.

2. В договоре должны быть определены условия охраны конфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора в соответствии с гражданским законодательством, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору. 3. В случае, если иное не установлено договором между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и контрагентом, контрагент в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно определяет способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну, переданной ему по договору.

4. Контрагент обязан незамедлительно сообщить обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, о допущенном контрагентом либо ставшем ему известном факте разглашения или угрозы разглашения, незаконном получении или незаконном использовании информации, составляющей коммерческую тайну, третьими лицами. 5. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, переданной им контрагенту, до окончания срока действия договора не может разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, а также в одностороннем порядке прекращать охрану ее конфиденциальности, если иное не установлено договором.

6. Сторона, не обеспечившая в соответствии с условиями договора охраны конфиденциальности информации, переданной по договору, обязана возместить другой стороне убытки, если иное не предусмотрено договором. Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении 1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

2. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях. 3. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона 1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности. 5. По требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязано принять меры по охране конфиденциальности информации.

При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав. Статья 15. Ответственность за непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Переходные положения Грифы, нанесенные до вступления в силу настоящего Федерального закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. ПрезидентРоссийской Федерации В. Путин

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну

Вы здесь Опубликовано 2008-12-22 21:51 пользователем Valeratal Список составлен на основе анализа зарубежных и отечественных материалов, содержащих возможные определения различных видов коммерческой тайны.

Список будет полезен руководителям предприятий и уполномоченным ими лицам при разработке Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Производство:

  1. сведения о производственных возможностях предприятия;
  2. сведения о фондах отдельных товаров (в т. ч. товаров, не включенных в план или госзаказ), выделяемых для поставки на экспорт.
  3. организация труда;
  4. условия производства;
  5. структура кадров и производства;
  6. характер производства объекта;
  7. данные о типе и размещении оборудования;
  8. данные о резервах сырья на предприятии;
  9. уровень запасов, материалов и комплектующих, готовой продукции;

Управление:

  1. сведения о перспективных и оригинальных методах управления производством;
  2. сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства по коммерческим, организационным и иным вопросам;

Планы:

  1. сведенья о планах предприятия (организации) по расширению производства (кроме оговариваемых в переговорах);
  2. сведения о проектах годовых и перспективных экспортно-импортных планов по внешнеэкономической организации, инвестиционные программы, технико-экономические обоснования и планы инвестиций;
  3. сводные сведения об эффективности экспорта или импорта товаров в целом но внешнеэкономической организации.
  4. сведения с участием национального капитала (до их официальной регистрации);
  5. сведения о планах предприятия по расширению производства и другие коммерческие замыслы;
  6. планы инвестиций предприятия;
  7. сведенья о результатах выполнения экспортно-импортного плана за истекший год по внешнеэкономической организации
  8. планы закупок и продаж;
  9. планово-аналитические материалы за текущий период;
  10. сведения о планах коммерческой деятельности смешанных обществ с участием национального капитала:
  11. планы запасов и готовой продукции;
  12. сведения о свертывании производства различных видов продукции и их технико-экономическое обоснование;
  13. объем предстоящих покупок по срокам, ассортименту, ценам, странам, фирмам;
  14. планы развития предприятия;
  15. план производства и перспективный план;
  16. оперативные данные о ходе выполнения экспортно-импортного планов по внешнеэкономической организации;

Финансы:

  1. сведенья о финансовых операциях;
  2. сведения о вопросах кредитных в валютных отношений с иностранными государствами, фирмами.

  3. состояние кредита (пассивы м активы);
  4. генеральная линия и тактика в валютных и кредитных вопросах;
  5. уровень доходов предприятия;
  6. состояние банковских счетов предприятия и производимых операций;
  7. источники кредитов и условия по ним;
  8. сведенья о размерах запланированного кредитования;
  9. размер комиссии;
  10. размеры и условия банковских кредитов:
  11. долговые о6язательства предприятия;
  12. сведения, содержащиеся в бухгалтерских книгах предприятия;
  13. уровень выручки;
  14. сведенья о балансах предприятия;
  15. банковские связи;
  16. специфика международных расчетов с инофирмами;
  17. сведения о размерах и условиях кредита, полученного у иностранной организации (фирмы) или предоставленных ей предприятием;
  18. 6юджет;
  19. стоимость товарных запасов;
  20. сведенья, раскрывающие плановые и фактические показатели финансового плана;
  21. сведенья о кругообороте средств предприятия:
  22. обороты;
  23. принципы н условия предоставления коммерческих и государственных кредитов;
  24. размеры предоставленного предприятию кредита
  25. плановые и отчетные данные по валютным операциям;
  26. имущественное положение;
  27. банковские операции;

Рынок:

  1. сведения о экономических и иных обстоятельствах целесообразности закупки на свободно конвертируемую валюту отдельных товаров (лицензий), раскрывающие максимальную степень, заинтересованности заказчика в импорте.
  2. коммерческие замыслы, коммерческо-политические цели фирмы;
  3. оригинальные методы изучения рынка сбыта;
  4. сведения о продажах товара па новых рынках;
  5. результаты маркетинговых исследований;
  6. сведения о конкретных направлениях в торговой политике;
  7. политика внешнеэкономической деятельности в целом и по регионам;
  8. рыночная стратегия предприятий;
  9. о6зоры рынка;
  10. сведенья об эффективности коммерческой деятельности предприятия;
  11. сведенья о времени выхода на рынок при закупках (запродаж) товаров и выборе фирм для ведения коммерческих переговоров;
  12. те же сведения по использованию конъюнктуры товарных знаков:
  13. оригинальные методы осуществления продаж;
  14. сведения, содержащие выводы и рекомендации специалистов стратегии и тактике деятельности организаций;
  15. состояние рынка сбыта и перспектив рыночной конъюнктуры;

Партнеры:

  1. сведения по иностранным коммерческим партнерам
  2. сведения о составе торговых и пр. клиентов представителей и посредников
  3. списки компаньонов, посредников, спонсоров
  4. списки покупателей
  5. круг клиентов;
  6. карточки клиентов
  7. поставщики и потребители
  8. списки клиентуры;
  9. селения о поставщиках
  10. сведенья о финансовом состоянии, репутации или другие данные, характеризующие степень надежности, иностранной фирмы или ее представителей как торгового партнера, а также о их конкурентах.

  11. сведения о потребителях
  12. сведенья о подрядчиках
  13. сведенья о характеристике предприятий и организаций как торговых партнеров (основные производственные фонды, товарооборот, прибыли, кредиты т т.д.)
  14. места закупки товаров
  15. коммерческие связи
  16. данные на клиентов в торговле и рекламе
  17. негласные компаньоны товарищества
  18. данные о поставщиках и клиентах

Переговоры

  1. Сведения о ходе и результатах коммерческих переговоров и условиях внешнеторговых сделок в т.ч.

    контрактов на шефмонтаж и оказание услуг

  2. Материалы и приложения к предложениям при прямых переговорах
  3. Сведения, раскрывающие тактику ведения переговоров при заключении контрактов или соглашений на закупку (продажу товаров), уровень максимально достижимых (уговорных) цен, объемы имеющихся средств (фондов) и другие конкурентные материалы, используемые для повышения эффективности сделки
  4. Сроки, выделенные для проработки и заключения сделки
  5. Внутренний порядок проработки предложений российских и зарубежных партнеров
  6. Сведения о мероприятиях, проводимых перед переговорами
  7. Сведения о получаемых и прорабатываемых заказах и предложениях.
  8. Информация о деловых приемах
  9. Цели и задачи заказчика, закупающего товар за рубежом
  10. Сведения и документы, относящиеся к деловой политике и позиции организации по конкретным сделкам (структура продажной калькуляции, уровень выручки, уровень предложенных цен до определенного момента)
  11. Тактика переговоров с партнерами
  12. Сведения о лицах, ведущих переговоры, руководстве фирм, их характеристиках
  13. Директивы по проведению переговоров, включая тактику, границы полномочий должностных лиц по ценам, скидкам и другим условиям
  14. Уровень предложенных цен
  15. Сведения о содержании технических переговоров с представителями иностранных фирм (до подписания протоколов, соглашений и т.п.)
  16. Сведения о подготовке и результатах проведения переговоров
  17. Сведения о фактах подготовки и ведения переговоров

Контракты:

  1. условия платежа по контрактам;
  2. условия контрактов, включая цены;
  3. особые условия контрактов (скидки, приплаты, рассрочки платежей, опционы и т. п.);
  4. сведения, условия конфиденциальности, которые установлены в договорах, контрактах и т.

    п.;

  5. сведения об исполнении контрактов;
  6. сведения об условиях фрахтования транспорта иностранных компаний и фирм под перевозку внешнеторговых грузов, если они отличаются от общепринятых;
  7. сведения о детальной расшифровке предмета лицензий при их купле-продаже.
  8. сведения об условиях фрахтования транспорта иностранных компаний и фирм под перевозку внешнеторговых грузов;
  9. условия по сделкам и соглашениям;
  10. сведения о номенклатуре в количестве товаров по взаимным обязательствам, предусмотренным соглашениями и протоколами о товарообороте;
  11. особые сделки и условия платежа по бартерным операциям, условия компенсационных сделок;

Цены:

  1. сведения о размерах предоставленных скидках до и после заключения контракта.
  2. сведения о себестоимости и контактных ценах товаров услуг;
  3. скидки;
  4. структура цены;
  5. уровень цены па продукцию;
  6. рыночные цены;
  7. сведения о расчетах цен и обоснований сделок;
  8. структура продажной калькуляции;
  9. данные для калькуляции цепы;
  10. сведения о методике расчетов конкурентных цен по экспорту или импорту, а также при оценке стоимости работ и услуг;
  11. затраты;
  12. сравнительные расчеты экономической эффективности строительства аналогичных объектов в РФ, и на рубежом;
  13. калькуляция издержек производства;
  14. сведения об элементах и расчетах цен;
  15. внутренние прейскуранты и тарифы;
  16. уровень цен и размер скидок с прейскурантных цен;
  17. сведения о контрактной цене товара или услуг;
  18. расчеты цены;

Торги, аукционы:

  1. Сведения о подготовке к торгам или аукционам и их результатам;
  2. материалы и приложения к предложениям па публичных торгах.

  3. сведения о предполагаемом конкурсе или торгах до их опубликования;

Наука ж техника:

  1. схемы и чертежи отдельных узлов и готовых изделий;
  2. особенности конструирования;
  3. неполные патенты;
  4. изобретения, научные, технические, конструкторские и технологические решения; изобретения, новые идеи и ноу-хау;
  5. сведения о состоянии программного и компьютерного обеспечения;
  6. проекты, модели и остальная документация с элементам» и предварительной калькуляцией по новым изделиям, незащищенным патентом;
  7. произведения эстетического характера;
  8. технический образец.;
  9. характер и цели НИР;
  10. технический норматив;
  11. результаты научных исследований и проектных разработок;
  12. сведения о целях и задачах, программах перспективных исследований;
  13. точные значения конструкционных характеристик создаваемых изделий;
  14. проекты, схемы, технические решения и рецептура;
  15. результаты, полученные в ходе НИОКР;
  16. сведения об особенностях конструкторско-технологического, художественно-технического решения изделия, дающие положительный экономический аффект;
  17. сведения о работе над изобретением или рацпредложением до момента подачи заявления на изобретение или рацпредложение;
  18. ключевые идеи НИР;
  19. конструкция объекта;
  20. сведения о новых разработках, которые не пущены в серию и не относятся к категории госсекретов.

  21. формулы, расчеты, выводы, рецепты;
  22. технические проекты;
  23. устройство;
  24. данные об условиях экспериментов и оборудования, на котором они проводились;
  25. документы конструкторских и проектных бюро, содержащие новые технические решения; схемы и чертежи отдельных узлов, готовых изделий, новых разработок;
  26. товарные знаки (методы защиты от подделки);

Технология:

  1. сведения, связанные с технологической информацией;
  2. сведения о технологии производства;
  3. способы, методы и опыт изготовления и продукции;
  4. технологические достижения, обеспечивающие преимущества в конкурентной борьбе;
  5. сведения о модификации и модернизации ранее известных технологий, процессов и оборудования;
  6. технологии строительства объекта;
  7. данные о специфике применения определенных технологических процессов;
  8. технологические режимы; технология; процесс;
  9. сведения о применяемых и перспективных технологиях, технологических процессах, приемах и оборудовании;
  10. способы производства продукции;
  11. сведения о технологи изготовления, перспективных технологических процессах, технологических приемах и оборудовании, в т. ч. и переданных в установленном порядке.

Совещание:

  1. предмет и результаты совещаний и заседаний органов управления фирм.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+